Какую КМУ выбрать? Первые шаги

В качестве вступления

Примите искренние поздравления! Вы на верном пути! В наше экономически непростое время такая многофункциональная спецтехника как собственный манипулятор (а по сути так и есть, два в одном, кран+грузовой автомобиль) обеспечивает стабильный доход или полностью перекрывает собственные потребности в доставке и погрузке/разгрузке груза.

Определяемся с назначением КМУ

Перед покупкой КМУ (краново-манипуляторной установки) или готового манипулятора (грузовой автомобиль, уже оснащенный КМУ) необходимо понимать, какие задачи необходимо будет решать с его помощью.

Далее речь будет идти именно о манипуляторе, так как приобретение отдельно КМУ предполагает давальческое шасси и последующий монтаж с узакониванием в ГИБДД. Для этого у нас на сайте есть отдельная статья.

Если Вы предполагаете сдавать манипулятор в аренду

Самый простой вариант, так как в этом случае все решают Ваши финансовые возможности.

Итак. 3 сценария, исходя из стоимости покупки манипулятора (на момент написания данной статьи)

  1. Покупка б/у манипулятора стоимостью от 500 т.р до 2 млн руб. Как правило, в эту категорию попадают 3-х тн КМУ типа ТАДАНО или ЮНИК 300 серии и борт грузоподъемностью 5 −10 тн. При этом максимальный вылет стрелы будет не больше 14 м. Исходя из моего опыта, не стоит в принципе рассматривать к покупке манипуляторы, дешевле 500 т.р. Ниже этой цены Вы купите откровенный хлам, который обязательно потребует еще финансовых вложений в дальнейшем. На сегодняшний цена на добрый безпроблемный манипулятор начинается от 1,5 млн рублей. Но и в этом случае не стоит пренебрегать осмотром КМУ перед покупкой у специалистов.
  2. Покупка б/у манипулятора стоимостью от 1, 5 до 3 млн. рублей. За эти деньги продаются КМУ, грузоподъемностью от 6 тн и выше. Борт грузоподъемностью от 8 тн. Вылет стрелы до 24 м. Чаще с верхним постом управления. Как правило, это манипуляторы с КМУ корейского производства. Типа Донг Янг 1256, Суссан 736 и другие. В силу дороговизны, встретить в этой категории манипулятор с мощной японской КМУ большая редкость. В качестве бонуса можно найти манипулятор с буровым оборудованием или с грузовой люлькой. Однако стоит тщательнее осматривать КМУ перед покупкой — из-за особенностей эксплуатации КМУ с различными надстройками, последние подвергаются чрезмерным нагрузкам, что в свою очередь приводит к преждевременным поломкам.
  3. Покупка нового манипулятора стоимостью от 3 млн рублей и выше. Здесь нет никаких ограничений. Рынок очень многообразен. Единственное, стоить предупредить, что покупая новый грузовой автомобиль с 3-х тн КМУ, стоит обратить внимание на саму крановую установку. Зачастую продавцы, с целю удешевления цены продажи, устанавливают бывшие в употреблении японские КМУ. При этом по документам оформляется как новая.

Если Вы выбираете манипулятор под конкретные цели

Во-первых

Определитесь с грузоподъемностью КМУ, исходя из габаритов и массы предполагаемых грузов. В качестве отправной точки берите в расчет максимальные габариты и максимальную массу груза. В качестве примера возьмем дорожную плиту габаритами 6000×2000 мм и массой 4200 кг. Наверно неискушенный читатель сразу предположит что выбор КМУ очевиден: можно взять любую КМУ , грузоподъемностью от 4 500 кг (чтобы с гарантией)). Однако не все так очевидно. Давайте разбираться вместе.

Для начала определимся с терминологией. Что такое грузоподъемность КМУ?

Максимальная грузоподъемность КМУ — это максимальная масса груза, обладающего минимальными габаритами, поднимаемая КМУ на расстоянии, не задевающим за борта грузового автомобиля и аутригеры (обычно принимают в расчет расстояние 2,1 м от оси колонны до центра тяжести груза). По сути, грузоподъемность — это маркетинговое понятие, призванное различать грузовые характеристики КМУ для обывателей. Например КМУ UNIC 300-серии и UNIC 500-серии обладают одинаковой заявленной грузоподъемностью 3 тн, но при этом первая КМУ будет поднимать 3тн на расстоянии 2,1 м, а 500-я серия будет поднимать этот же вес на расстоянии в 2 раза больше! Поэтому краны-манипуляторы классифицируются по грузовому моменту.

Грузовой момент КМУ — это произведение массы перемещаемого груза на вылет стрелы. При выборе КМУ обращайте внимание именно на этот параметр. Например, при сопоставимой цене, и одинаковой заявленной грузоподъемностью КМУ 7тн, одна КМУ будет иметь грузовой момент 14т/м, вторая же будет иметь грузовой момент 16 т/м. Очевидно, что вторая КМУ будет помощнее.

Продолжим подбор КМУ исходя из нашего примера с дорожными плитами. Для начала давайте рассчитаем необходимый вылет стрелы. Стандартная ширина кузова — 2400 мм. Т.е. при расположении стрелы перпендикулярно к оси авто, от центра колонны КМУ до края борта будет расстояние 1200 мм. Т.е. если бы пришлось брать дорожную плиту, расположенную у самого борта, вдоль борта, то вылет стрелы был бы минимум 2200 мм (1000 мм от середины плиты +1200 мм). Но также необходимо учитывать минимальный зазор между автомобилем и плитой, для маневрирования грузом, и исключения повреждений авто или груза. Возьмем еще 500 мм. Прибавим. Итого у нас получается уже 2700 мм. Теперь учтем, что передний аутригер (лапа) выступает в среднем на 1500 мм от края борта, и нам придется положить плиту между передним и задним аутригером. Сместить груз мин на 500 мм от переднего аутригера назад. Т.е. поднимать предполагаемую плиту мы уже будем не перпендикулярно оси автомобиля, а под углом. При этом центр тяжести плиты будет примерно на расстоянии 3500 мм (6000 мм разделить на 2 и прибавить технологический зазор 500 мм) от оси колонны до точки пересечения проекции центра тяжести плиты и с осью автомобиля. Наш вылет теперь будет рассчитан как гипотенуза прямоугольного треугольника со сторонами 2700 мм 3500 мм. Считаем. Итого наш фактический вылет стрелы от оси колонны до нашего груза будет составлять минимум 4420 мм!
А теперь считаем грузовой момент КМУ. Для этого массу груза 2 000 кг умножаем на наш вылет 4420 мм. Получаем грузовой момент 8840 кг/м. Делим на 2,1 м и получаем искомую минимальную грузоподъемность 4,2 м. Ого! А поначалу исходя из массы груза можно было предположить что и 3-х тн КМУ достаточно. На нашем примере Я постарался просто и доступно объяснить как правильно подобрать грузоподъемность КМУ исходя из характеристик Вашего груза.

И учитывайте, что полученная грузоподъемность рассчитана для идеальных условий. В реальности же все будет иначе: не всегда будет возможность близко подъехать к плитам, не всегда будет возможность разгрузить плиты непосредственно у борта. Поэтому выбирайте КМУ с запасом по грузоподъемности.

Во-вторых

Определитесь с грузоподъемностью борта исходя из характеристик груза. Обычно при подборе шасси для КМУ, считают грузоподъемность борта как максимальную грузоподъемность КМУ, умноженную на 2. При этом следует из грузоподъемности борта вычитать массу КМУ. Для 3х тн КМУ 300 серии японского производства в расчет берут цифру 1100 кг. Для КМУ корейских КМУ, грузоподъемностью от 6тн, в расчет берут массу от 3 тн и выше. Очевидно нет смысла брать манипулятор с 6-ти тн КМУ, установленной на 6 тн шасси. Масса КМУ значительно «съест» полезную грузоподъемность борта.

В-третьих

Учитывайте характер и условия эксплуатации манипулятора.

На бездорожье следует выбирать полн приводное шасси.

Однако в городских условиях такой манипулятор будет слишком «прожорливым» и не поворотным.

При перевозке грузов на большие расстояния между городами, отличным вариантом покупки будет манипулятор на базе тягача.

Послесловие

В любом случае помните, что манипулятор — это «самопогрузчик». Дословно: «сам себя погрузил и поехал». Манипулятор не рассчитан на длительную работу стрелой в качестве автокрана. Манипулятор с буровым оборудованием не заменит собой полноценную буровую установку. Или автовышку. Не стоит возлагать на него слишком большие ожидания. Но если Вы выбираете универсальную многофункциональную машину, то бортовой автомобиль с КМУ — идеальный вариант.